К остальным рассказам
На главную страницу



ОРЛЁНОК  

Орлёнок. Часть 1. 1998 г.
Орлёнок. Часть 2. 1998 г.
Орлёнок. Часть 3. 1999 г.


Часть 1. 1998 год.

06.08.1998

В 14.00 на ПЧМ, как обычно состоялось занятие астрокружка. Оно проходило на этот раз в «Звездной роще». Тема – «Черные дыры во Вселенной». Присутствовало 19 человек. Само обозначение космических объектов – «Черные дыры» - привлекает ребят таинственностью. Выяснив, что половина ребят не знает, что это такое, я дал установочный материал в монологе–рассказе и далее перешел на диалог – майевтику, в результате которого ребята из полученного материала, сведений, путем логических рассуждений пытались делать определенные выводы. Большой частью это касалось пространственно-временных парадоксов в поле действия черных дыр.

В диалоге ребята перешли к проблемам ОТО, и разговор переключился на вопросы межзвездных перелетов, и связанные с ними парадоксы пространства и времени. Это благодатная почва для обсуждения этических проблем, к чему я их и подвел. Коснулись вопросов: «Каким должен быть человек, отправляющийся в межзвездный перелет?», «Кто должен лететь к звездам?»

Были высказаны мнения, что лететь к звездам должны одинокие люди, которым нечего терять на Земле, что необходима будет мощная психотерапия, поскольку звездолетчики вернуться уже в совсем другой мир. Далее разговор зашел о человеческих трагедиях, которые могут быть связаны с межзвездными перелетами, коснулись «Парадокса близнецов».

Я решил обратиться к искусству и привел, в качестве примера, работу Г. Голобокова «Парадокс времени». К сожалению, я не мог показать им эту картину, хотя у меня есть слайд. Пришлось описать ее словами и рассказать о трагической судьбе этого художника, пообещав, что я обязательно покажу им эту картину.

Однако, не желая мириться с такими положениями, ребята все же выразили уверенность в том, что будут найдены пути преодоления этих трудностей и стали припоминать различные фантастические проекты, наподобие гиперпространсвенных кораблей. Однако, примерно половина ребят скептически к этому отнеслась. Но, тем не менее, признали, что возможно человеческий мозг обладает какими-то прогностическими способностями, в качестве примеров вспомнили Верна, Чапека, Робертсона и др.

Итоги: С каждым занятием все отчетливее становиться заметно, что ребят волнуют в первую очередь философские проблемы. Разговор начинается с чисто астрономической темы и переходит к мировоззренческим вопросам.

08.08.1998

У ребят была тур-тропа, поэтому они пришли очень усталые, и я хотел отменить занятие, но пятеро самых настойчивых потребовали, чтобы занятие состоялось. В ПЧМ на «Семи стариках» я провел беседу для 5 человек. Тема: «Люди и звезды». Занятие шло в монологе с обращением к ребятам. Видя их усталость я решил ограничиться в основном своим рассказом о примерах подобия во Вселенной.

Итоги: занятие, проведенное в монологе без вспомогательных средств было неэффективным. Возможно, это было связано с усталостью ребят.

10.08.1998. (Занятие фиксируется на видеопленку).

Занятие состоялось на «Семи стариках». Присутствовало 17 человек. Тема: «Межзвездные сообщения». Это занятие явилось своеобразным продолжением темы «Черные дыры во Вселенной». Ребятам был задан вопрос: «Существует ли сегодня реальные проекты аппаратов, способных долететь до звезд»? Я ответил положительно и начал с рассказа о проекте «Дедал». Затем ребята стали вспоминать различные проекты, предложенные писателями-фантастами. Вспомнили о телепортации. Оказалось, что о ней разные представления – кто-то считал, что при телепортации человек разбирается на атомы в одной точке Вселенной, а затем эти атомы переносятся и собирается в таком же порядке в другой точке. Однако сразу обнаружились уязвимые места:
1. Атомы могут не собраться в нужном порядке.
2. Телепортация неудобна, т.к. атомы не могут лететь быстрее света.

Другие утверждали, что при телепортации в другой точке Вселенной идет считывание атомов и создается новый индивид. Валентин задал вопрос, будут ли считаны мысли, память, эмоции. Будет ли новый индивид личностью? Это был ключевой момент – момент перехода к новой теме. Ребята его не заметили, но я отстранился для невключенного наблюдения. Было высказано мнение, что этот инидивид не будет личностью, т.к. личность формируется в процессе воспитания (это уже обсуждалось прежде). Оппоненты возражали, считая, что это будет вторая идентичная личность и, при последующих телепортациях, она может дублироваться до бесконечности. Разговор перешел на тему искусственного клонирования людей. Были и противники и сторонники. Противники считали, что это антигуманно. Сторонники считали, что это необходимо в медицинских и военных целях («Для войны нужно «пушечное мясо»). В разговор вступил я и напомнил им, что мы начали говорить о межзвездных сообщениях. Наступила пауза. Тогда я продолжил: «Вы обратили внимание на то, что мы начинаем всегда говорить на астрономические темы, а затем почему-то переходим к обсуждению глобальных проблем человечества и вопросам воспитания детей? Причем это не я вас подвожу к этому, а вы сами». Эта фраза была произнесена не случайно. Моей задачей было подвести их к ответу на вопрос: «связаны ли между собой астрономия и жизнь человека?» Этот вопрос я также задал прямо. Первым ответил Валентин: «связана», остальные стали с ним соглашаться. «Каким же образом?» – спрашиваю я. Стали появляться разные версии. «Астрономия важна для решения практических задач», «Астрономия изучает мир, а мы – неотъемлемая часть этого мира», «Астрономия важна для философии, а значит и для осмысления нашего места в мире» и т.д. Я спрашиваю: «Как вы думаете, мои звезды и звезды, например, Валентина – это одни и те же звезды?» Хором отвечают: «Нет!» Спрашиваю: «Почему», они дают ответ: «Потому, что разное наше отношение к звездам, а разное оно потому, что и мы разные, единственные и неповторимые. И глядя на небо, мы не просто его созерцаем и изучаем, но мы как бы проецируем звезды на себя и себя на звезды. И, конечно, субъективно они разные».

Такого сложного и глубокого вывода я от них не ожидал. Подводя итог занятию, я спросил их: «Узнали ли они что-нибудь новое для себя или нет?», отвечают «да», потому, что мы обмениваемся мнениями. Я, тогда, привел им пример с идеями. И им это понравилось.

Итоги: только сегодня они осознали всю глубину связей между предметами и явлениями. Я им объяснил, что это называется диалектикой. Снова затронуты темы личности и воспитания человека. Они увидели как разговор о вопросах межзвездных сообщениях рождает, пробуждает мысли о человеке. Занятие прошло в майевтике.

12.08.1998

На ПЧМ занятия не было, т.к. оба отряда ушли в однодневный поход. Занятие состоялось вечером. Я решил назвать его «Звездный вечер желаний». Был максимум Персеид, в небе часто вспыхивали метеоры и болиды. Такую возможность упускать было нельзя.

В 21.30 все собрались на берегу моря. Пришли не только участники смены ВАКО «Союз», но и «Витязи», а также вожатые и сотрудники «Орленка». Всего присутствовало 52 человека.

Над шумевшим морем рассыпались звезды. Небо было очень чистым и темным. Был установлен телескоп. Я начал с того, что объявил собравшимся об «открытии» вечера желаний. Суть заключалась в следующем: 12 августа ночь максимума метеорного потока Персеид. Вообще август, по словам М. Цветаевой, «месяц ливней звездных», поэтому в небе можно увидеть множество «падающих звезд» – метеоров. Согласно старинному поверью – если увидел падающую звезду, то загадай желание, и оно обязательно сбудется. Я это акцентировал тем, что мы находимся в «Орленке», а это место чудес, и желания, загаданные здесь, сбываются.

Все стали смотреть на небо и искать метеоры, а я в это время начал рассказ о звездных легендах. Это чем-то напоминало планетарий, только небо было настоящим, и море тоже было настоящим. Стараясь создать эффект присутствия, я рассказал, что вот так же когда-то на морском берегу люди смотрели на небо. И небо говорило им гораздо больше, чем нам. В звездах видели не набор светлых точек, а великих героев, основателей человеческих родов и городов. Если переплыть море, то мы попадем в город Гераклея, названным в честь великого благодетеля человечества Геракла. Покровителем этого города было созвездие Геракла или Геркулеса (показываю это созвездие на небе). А если мы пойдем вдоль берега к востоку, то очень скоро придем к городу Диоскуриада, названному так в честь братьев Диоскуров Кастора и Полидевка. Излагаю миф об этих братьях. Мне помогает Саша Финошин из Калуги. На берегу темно. Только звезды и море. Слушатели ищут метеоры и, увидев, восклицают. Метеоров действительно много, наверное, и желаний много.

Далее излагаю легенды о других созвездиях, причем по просьбе слушателей: о Деве, Весах, Лебеде, Лире, Орле и, конечно, о Волосах Вероники. Последнюю рассказываю долго, с подробностями и в лицах. Прежде я говорил, окруженный слушателями, теперь я отошел к морю так, словно играл свою роль перед собравшейся на берегу публикой. Мои декорации море (у меня за спиной) и небо. Я играл на фоне моря и неба.

Я произношу монологи Эвергета, Конона, Береники. Цитирую Каллимаха и Катулла. Порой я излишне «театрален», но это методически необходимо, т.к. это очень «антично». После того, как я закончил, была пауза несколько секунд, затем аплодисменты, что было показательно, поскольку в этом не моя заслуга, а заслуга моря и неба. Это на мой взгляд удачная форма проведения занятий подобного рода – без слайд-проектора, аудиотехники и т.д. Только слово и пластика. Все иллюстрации находятся в небе.

Затем были наблюдения в телескоп. А после отбоя отдельные наблюдения Юпитера для вожатых и физруков.

Итоги: это было наиболее зрелищное и эмоционально насыщенное занятие. Для полной чистоты не хватало музыкального сопровождения, «живого звука» флейты или струнного инструмента, тогда бы была полная хорея.

Несмотря на методическую выдержанность, заметен ряд недочетов, что следует иметь ввиду в будущем. Необходимы подвижные звездные карты, т.к. без них идентификация созвездий для неподготовленных слушателей достаточно затруднена, и на поиски затрачивается значительное время.

14.08.1998

Занятие проводилось на ПЧМ. Ребят было мало, т.к. часть находилась в леч. корпусе, а часть на репетиции «прощального автографа». Тему выбрали сами: «Космическая колонизация». Дискуссия была бурной. Я задал вопрос: «Надо ли колонизировать другие планеты?» Ответ: «Надо». Спрашиваю: «Зачем?» Начинают говорить, что необходимы полезные ископаемые, источники энергии, сырья и т.д. вижу, что обратная сторона медали им не видна. Спрашиваю: «Имеем ли мы право колонизировать другие миры? Ведь у нас и на Земле проблем много?» Вижу, что они в замешательстве. Тогда я спрашиваю у них: «Вы читали рассказ Рэя Брэдбери «И по прежнему лучами серебрит простор Луна»? Не читали. Излагаю сюжет этого произведения и его смысл.

Начинаются споры. Кто-то считает, что Джеф Спендер поступил неправильно, т.к. этот поступок бессмысленный (Андрей Силков г. Звездный), кто-то – что он поступил правильно, т.к. он один вступился за культурное наследие погибшей цивилизации. Вспоминают колонизацию Месоамерики Кортесом и др.

Поставлен вопрос о личности и коллективе. Я спрашиваю: «Так что же, путь к звездам – это дело всего человечества или отдельных людей?». Ответ: «Всего человечества, ведь культура – это наследие человечества». «Но ведь человечество изуродует другие миры. На пыльных тропинках далеких планет будут лежать бутылки, банки, прочий мусор. Значит, нужны люди, которые это предотвратят?». Ответ: «Человечество морально вырастет». Этот разговор длился достаточно долго. Я занял позицию человека, они – человечества. Они не теряют веры в человечество и отстаивали свои позиции до конца. Я видел, что это не тот разговор, которого они ждали, но они поняли, что этот вопрос очень сложен и неоднозначен. Разговор шел об ответственности человека – человечества.

Андрей Силков сказал, что дело в отношении человека к себе и Миру. Если человек вне закона, его ничто не сдерживает, то он волен делать все, что хочет. Я привел цитату из Ницше о толпе и источнике, взятую из его «Так говорил Заратустра». Имя Ницше им ни о чем не говорило, но Заратустра им был знаком. И разговор перешел на религиозные темы. Стали сравнивать различные религии. И после оброненной Валентином фразы, что Бог ничего не видит, а видит человек, в разговор вступил молчавший до этого Илья Гулаков (г. Звездный): «Бог видит». Илья из религиозной семьи и очень начитан. Во всяком случае, он хорошо знает «Евангелие». Это был деликатный момент, поскольку в разговоре столкнулись Вера и Разум. Здесь я взял новую линию разговора на себя и перешел на монолог, поскольку неискушенные в этих вопросах ребята могли оскорбить чувства верующего человека, т.е. Ильи. Я рассказал им о том, что такое «Евангелие», о смысле страданий Христа, о значении его страданий и воскресении и т.д. Я четко разграничил достояние ума и Веры. И рассказал о великой силе Веры. Когда не остается ничего, остается Вера, вот вы верите в Человечество. Космонавты – многие из них верующие, потому что это их спасает. И многое другое я им сказал.

В заключение я произнес: «Вера решает многое. Это может быть не обязательно Вера в Бога. Может быть Вера в друга, в дело, которое ты делаешь. Я, например, верю в свое дело и считаю, что живу не зря. Поэтому если вы будете верить в себя, в свое дело, в дружбу, в любовь, то все у вас получится. Христос однажды сказал: «если Вера ваша хотя бы с горчичное зернышко – все подвластно верующему».

Итоги: разговор о колонизации иных миров прошел в неожиданном для ребят ключе. Они поняли, как мне видится, огромную ответственность за подобные действия и увидели не только заводы и фабрики, города и космодромы на Луне или Марсе, но и ощутили отрицательные последствия колонизации. Вывод был таким: «колонизация нужна, она решает многие проблемы (например, демографический взрыв), но делать это надо очень осторожно и ответственно. И еще они отчетливо поняли, что у каждой медали есть две стороны.

15.08.1998

Занятие началось в 21.00 на эстраде «Солнечная». Присутствовало два отряда, т.е. 50 человек, а также вожатые и физруки.

Занятие представляло собой обзорную лекцию по различным разделам астрономии: История неба, Солнечная система, Звезды, Галактики, Метагалактика.

Такой выбор был обусловлен тем, что появилось возможность при помощи слайд-проектора показать слайды по всем этим разделам и проиллюстрировать все то, о чем мы говорили на предыдущих занятиях. Удалось продемонстрировать многое. Например, полный экскурс от Земли до масштабов наблюдаемой Вселенной. Особенно следует отметить тот факт, что были проиллюстрированы некоторые произведения искусства на слайдах. Я рассказал детям о художнике Геннадии Голобокове, о его трагической судьбе и продемонстрировал картину «Возвращение», на мой взгляд самое пронзительное его произведение. Удивительное совпадение – подлинник этой картины находится в «Орленке». Я сделал на этом акцент, сказав, что «Орленок» – место чудес.

Затем был проведен подробный анализ этой картины: композиция, сюжет, цветовое решение и т.д. Рассказывая сюжет, я затронул очень важную тему возвращения, сказав им: «Возможно, вам пока это трудно понять, но у человека должно быть место, куда он мог бы вернуться». Кажется они действительно этого не поняли, но взрослые поняли меня очень хорошо. После занятия было много вопросов. Радует неподдельный интерес взрослых.

19.08.1998

Закончилась смена ВАКО «Союз». Мы едем домой. Прощание было очень тяжелым, много слез. Так бывает здесь всегда. Путь домой долог и утомителен. В поезде я провел последнее занятие. Дети потребовали, чтобы я и в поезде занимался с ними астрономией. Я устал, но мне приятно, что они хотят вести беседы о звездах. Мы говорили о черных дырах, галактиках, ВЦ, обо всем. Занятие закончилось за полночь. Прощай «Орленок».

(окончание)