К остальным рассказам
На главную страницу



ОРЛЁНОК  

Орлёнок. Часть 1. 1998 г.
Орлёнок. Часть 2. 1998 г.
Орлёнок. Часть 3. 1999 г.


Часть 1. 1998 год.

ЗВЁЗДЫ «ОРЛЁНКА»

31.07.1998

Сегодня состоялось первое занятие в астрономическом кружке специализированной аэрокосмической смены ВАКО «Союз» в лагере «Солнечный» ВДЦ «Орленок». На встречу пришли 16 человек, т.е. 1/3 всей смены. Для первого дня работы это хороший результат. Из 16 человек только 6 увлекаются астрономией, остальные занимаются ракетомоделизмом, футболом, вычислительной техникой и т.д. Причем, еще в поезде я выяснил, что они никогда раньше не увлекались астрономией и познания их в этой области минимальны, т.е. знакомство с Большой Медведицей, Кассиопеей и все. А у тех ребят, которые занимаются спортом, познания в области астрономии еще слабее. Поэтому приход их в астрономический кружок (добровольно) был даже несколько неожидан.

Я сразу сообщил ребятам, что собираюсь «показать» необычную астрономию, т.е. рассказать им о малоизвестных фактах, которые можно встретить только в диссертациях. Это предложение было встречено дружными одобрительными репликами. Общим направлением занятия было выбрано «Астрономия и культура». К этому располагает обстановка. Ребята сказали, что никогда не занимались астрономией на берегу моря.

Занятие началось на летней эстраде, которая по своему строению весьма напоминает античный театр и содержит три основных элемента: театрон, орхестру и сцену. Удачное ее расположение на склоне горы - откуда видно море, позволяет педагогу добиться эффекта присутствия и использовать во время занятий элементы театрализации.

Занятие началось с разговора о том, как много явлений культуры связано с астрономическими событиями и небесными телами. (Формой занятия я выбрал сократический диалог с элементами театрализации, а во второй части использовал т.н. прогулку Аристотеля). Для начала я завел беседу с Сашей Финошиным из Калуги. Предварительно, за день то этого, я беседовал с ним и выяснил, что кроме астрономии, он больше ничем не увлекается. В астрономии его привлекают метеоры и переменные звезды.

Решено было начать с метеоров. Был поставлен вопрос – как давно люди наблюдают метеорный поток Персеиды. Персеиды были выбраны не случайно, т.к. именно в августе, каждый год они наблюдаются. Сначала мой вопрос привел ребят в замешательство, и первый ответ был дан совершенно необоснованно, наобум – «лет четыреста» (это сказал Бердников Василий 1986 г.р. из Иркутска). Ответ, конечно, был не принят, т.к. Василий не смог его обосновать. Я повел их мысль в другом, неожиданном направлении, обратившись к мифологии. Как и ожидалось, ребята воспринимали миф лишь как детскую сказку. Была очевидна необходимость дать краткий установочный материал. Я рассказал, что такое миф, что он отражает, и что он может дать исследователю в области астрономии, логически подводя свой рассказ к сюжету о Персее и Андромеде.

Выяснилось, что этот миф ребята знают, но почти не помнят его. Мы стали его вспоминать вместе, начиная от истории с золотым дождем до освобождения Андромеды. В процессе восстановления в памяти всех подробностей мифа, я коснулся, пока только вскользь темы древнегреческого театра, мимоходом упомянув о роли в его становлении звезды Арктур и о театральном действе как подражанию космосу и астрономическим явлениям. Поскольку наше занятие проходило на летней эстраде, я по ходу мысли рассказал о том, что в древнегреческих театрах самой любимой трагедией была звездная трагедия поэта Еврипида «Андромеда», рассказал так же о том, что именно над этим морем, которое мы видим, пролетал Персей, сославшись на слова из «Андромеды» : «Я летел через Плеяды, над разлившимся Понтом». Некоторые фрагменты из этой пьесы я изобразил «в лицах», прямо на сцене, что привело ребят в восторг, как и сам факт существования в древности пьес на астрономические сюжеты.

Восстановив в памяти события мифа, ребята приступили к его анализу. Для них это было новым и нелегким делом, тем не менее, они правильно обратили внимание на такую деталь мифа как золотой дождь, связав его с метеорным потоком Персеиды.

Затем, вспомнив мои слова о том, что миф зарождался в каменном веке, они пришли к выводу, что метеорный поток Персеиды, наблюдается, вероятно, не менее 30 тыс. лет. Этот ответ, полученный в ходе нашего проблемного диалога, естественно был принят. Ребята признались, что ход мысли был для них непривычен. Это естественно, поскольку их мысль рождалась (в муках и сомнениях), а я лишь «принимал роды».

Однако это была лишь прелюдия, поскольку большинство ребят знакомились с астрономией впервые, я решил дать им очередной установочный минимум и начал с рассказа о телескопе. На сцене стоял, привезенный мной менисковый телескоп «Аргус». После объяснения его устройства и принципа работы, я перешел к рассказу об истории его изобретения. Как и ожидалось, удивление ребят вызвал тот факт, что телескоп был изобретен голландскими детьми. Едва мы закончили разговор о телескопах, пришли вожатые и объявили о том, что им надо готовить эстраду к вечернему спектаклю. Это было кстати, т.к. я собирался перейти к следующему блоку – практическому занятию. Мы стали спускаться к морю, и не торопясь, прогуливаясь, вести беседу (как перипатетики).

Дойдя до набережной, мы установили телескоп и провели наблюдение за солнечными пятнами. По ходу наблюдений я рассказывал о природе пятен и влиянии Солнца на жизнь Земли.

Неожиданно Саша Финошин вспомнил о театре и спросил о его отношении к астрономии (показателен его неожиданный интерес, до этого он говорил, что кроме метеоров и переменных звезд его ничто не интересует). Это было для меня преждевременно. Тему упомянутого ранее вскользь театра я собирался развить на следующих занятиях с иллюстрированным материалом. Импровизированно я кратко рассказал о связи театра со звездой Арктур и дионисийскими праздниками. Затем Илья Гулаков (футболист) поинтересовался, не связан ли спорт с астрономией. Я сказал, что связан, но каким образом, предложил порассуждать им самим. Прежде всего пришли к разговору о состязаниях и не только спортивных. Задали себе вопрос: «Для чего издревле надо было состязаться?» Вспомнили о древнегреческих олимпийских играх. Я спросил, почему они справлялись около 22 июня? Ответ был ожидаем: «Потому что это летнее солнцестояние». Но почему именно в солнцестояние справлялись игры никто, конечно, не знал. Я рассказал им о ритуальном значении этого дня в древности – (Новый год), о том, что этот день представляли как битву старого и нового Солнца и о подражании этому событию людьми. Это подражание выражалось в форме агонов, состязаний.

Таким же образом, т.е. в проблемном диалоге обсуждалась тема «Черные дыры во Вселенной».

В завершение занятия я предложил им подготовить вопросы, которые они хотели бы обсудить во время наших следующих встреч, и спросил их о впечатлениях от проведенного времени. Единодушно ребята ответили, что никогда раньше в такой обстановке они не занимались, и что им очень понравилось.

Итоги: Положительным моментом является присутствие значительного числа участников смены и их активная позиция, проявившаяся, во многом, благодаря форме проведения занятия. Удалось завладеть вниманием ребят, которые не увлекаются астрономией. Условия отдыха на берегу моря при наличии эстрады позволяют наиболее эффективно использовать античные методики, однако в современных условиях они должны быть дополнены другими выразительными средствами. Сложность с проекционной и аудиоаппаратурой в «Орленке» (по бюрократическим причинам) создает значительные трудности в работе. Поэтому, не смотря на положительные эмоции ребят, остается уверенность, что многое им осталось непонятно. Это отрицательный момент.

02.08.1998

На занятие пришло 19 человек. Тему ВЦ выбрали сами ребята. Разговор начали с установочного материала. Я рассказал об истории вопроса ВЦ, современном состоянии проблемы, программах SETI и SERENDIP. Установку завершил вопросом: «Как вы считаете, одиноки ли мы во Вселенной». Только двое считают, что одиноки, остальные склонны полагать, что где-то есть разумная жизнь. Каждый стал обосновывать свою точку зрения. Было видно, что ребята начитаны в этой области. Обсуждение незаметно перешло к теме палеоконтактов и исторических загадок. Интерес вызвали пирамиды Египта, Вавилона, Месоамерики, рисунки Наска и др., а также литературные памятники древности. Вспомнили об индийском эпосе, в котором описаны события, похожие на ядерную войну.

В связи с этим, Антон вспомнил о Содоме и Гоморре. Он начал говорить с места, однако я, обратив внимание на его грамотную речь и эмоциональность, предложил ему рассказать эту историю со сцены. Мои ожидания оправдались. Не смотря на то, что Антон держался достаточно скованно, речь его была грамотна, стройна и красива. Это выглядело как актерский монолог, проблемный монолог (см. Гаспаров М.Л. Сюжетосложение греческой трагедии). Антон проникновенно рассказал эту библейскую историю, в заключение сказав, что ни Бог, ни ангелы не могли предотвратить этой катастрофы, поскольку это было в компетенции людей (в их шансе на нравственную чистоту).

Выступление Антона было отмечено искренними аплодисментами. Все выглядело как в театре. Как я и ожидал, после монолога Антона, ребята стали высказывать свои мысли со сцены. После Содома и Гоморры беседа перетекла на обсуждение нравственных и социальных проблем. Дискуссия была бурной. Я отстранился и вел невключенное наблюдение. Ребят волновали многие насущные проблемы. Ораторы выходили на сцену и излагали свои мысли. Оппоненты тоже выходили на сцену, и тогда перед аудиторией шел сценический спор. Валентин Котенко высказал мысль, что новорожденных неполноценных младенцев следует умерщвлять, в гуманных целях. Его поддержал только Саша Финошин, остальные были категорически против.

Главным оппонентом был Руслан Эдоков из пос. Псычох (Кабардино-Балкария). Ораторы состязались на сцене под одобрительные возгласы «зрителей». Затем спор перешел к проблемам воспитания детей. Сразу почувствовалась их озабоченность судьбами будущих поколений. Ребята мысленно ставили себя на место родителей и говорили об ответственности за судьбу детей.

В определенный момент в разговор вступил я, задав вопрос: «Причем здесь внеземные цивилизации. Стоит ли заниматься этим вопросом, когда у нас на Земле много проблем». Поначалу это их озадачило. Тогда я дал им подсказку: «Сколько типов ВЦ мы знаем?» Ответ был верным: «Мы знаем только о существовании одной цивилизации – нашей собственной». «Так что же?» – спрашиваю я. Снова начинаются рассуждения, но вывод, к которому они пришли – правильный: «Пытаясь отыскать разум на других мирах, мы прежде всего познаем самих себя, свою собственную цивилизацию и понимаем ее уникальность». Это был главный вывод, к которому я и хотел их подвести. Но обычно это делается на лекциях, а эти ребята дошли до этого сами в спорах и диалогах, сомнениях и откровениях.

Завершилось занятие дискуссией о том, к чему может привести контакт с ВЦ. Версии были самые разные – от необходимости установления контакта, т.к. это обогащает нашу культуру и технологии, до отказа от связи с ВЦ, т.к. они могут завоевать Землю. В ходе обсуждения этой темы, ребятами были использованы примеры из научно-фантастической литературы и кинематографа. Чувствовались их обеспокоенность встречи с враждебными ВЦ, потому количество примеров склонилась в отрицательную сторону. Из положительных примеров был приведен только фильм «Кокон», из отрицательных: «Чужие», «Хищник», «Война миров», «Звездный десант», «Виктория». Странно, но никто из них не вспомнил сериал «Вавилон-5», впрочем это отдельная тема для разговора.

Это было очень продолжительное занятие, оно длилось с 14.00 до 16.00. ребята готовы были говорить еще, но пришла вожатая Таня и потребовала, чтобы они шли на полдник.

Итоги: как я и ожидал, - это занятие было насыщенным и продолжительным, т.к. тема ВЦ – одна из наиболее популярных и любимых среди ребят 11 – 14 лет. Порадовало выступление Антона, показавшее эффективность такого приема. Примечательна активность ребят, не увлекающихся астрономией. После занятия я спросил ребят, понравилась ли им форма проведения занятия. Ответили, что понравилась. Оказалось, что в кружках, где они занимаются, такие формы не применяются, а Дима Квасников из Иваново сказал: «Жаль, Андрей, что ты не преподаешь в нашем кружке!» Важно то, что дискуссии велись с предельной вежливостью и уважением к мнению оппонентов. Хотя мне известно, что в отряде среди этих ребят случаются достаточно серьезные конфликты.

04.08.1998

На занятии присутствовало 18 человек. Ребята выбрали тему «Марс и его тайны».

Выяснилось, что познания моих учеников в этой области минимальны, поэтому практически все занятие я провел в монологическом векторе.

Следуя общей методической направленности – античным способом – я постарался максимально использовать риторические приемы, не заходя, конечно, слишком далеко, т.е. не злоупотребляя риторическими прикрасами, просто стараясь выдержать речь ровной и эмоциональной.

После этой лекции началось обсуждение, которое перешло снова к проблемам жизни во Вселенной. На темах, посвященных Марсу – это обычная ситуация.

На лекции присутствовали 6 вожатых из дружины «Звездная». Им очень понравилось, и они просили провести нечто подобное для их дружины. За ужином меня попросили провести занятие для «Витязей».

Итоги: Риторика оказалась эффективной. Хотя, конечно, не хватает вспомогательных средств.

05.08.1998

Вечером были наблюдения Луны, которые я обещал «Витязям». Телескоп был установлен на пляже. Собрались не только «Витязи», но и «ВАКО». Сначала я объяснил, что они увидят, а затем все стали смотреть в телескоп. Это зрелище потрясло руководителя смены «Витязей». Отойдя от телескоп, он в течение нескольких минут, стоял неподвижно, глядя на Луну.

(продолжение)