К остальным рассказам
На главную страницу

Симон Соловейчик

Воспитание по Иванову

Москва, изд. “Педагогика”,1989

Рецензент – доктор психологических наук Ш. А. Амонашвили

Книга впервые отсканирована, переведена в формат HTML, опубликована в Интернете по адресу “Воспитание по Иванову”  и любезно предоставлена для повторной публикации здесь Сергеем Обогуевым.

 

От автора

Бывают книги для всех, бывают – и должны быть – книги на любителя, для узкого круга читателей.  Эта книга, хотя ее и надо отнести к жанру публицистики, тем не менее рассчитана на профессионалов – воспитателей, учителей, классных руководителей, руководителей кружков, словом, на всех, кто работает с детьми, у кого есть свои – в педагогическом смысле свои – дети: пятнадцать, тридцать, сорок или тысяча детей и подростков.

Где много детей, там должен быть детский коллектив, иначе они превращаются в толпу, в орду, в которой подчас царят самые жестокие нравы.  Это понятно каждому разумному человеку.  Советская школа обогатила мировую педагогику именно теорией коллективного воспитания.  Тут можно и не называть выдающихся имен, они всем известны: Шацкий, Макаренко, Сухомлинский.

И Иванов.  Игорь Петрович Иванов, профессор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена.  Имя его с каждым годом становится все более известным, все больше воспитателей понимают ценность его идей, развивающих теорию и методику коллективного воспитания в наши дни, в наших условиях.  За последние 30 лет по методике Иванова воспитаны сотни тысяч детей и подростков.  Это уникальный по массовости и условиям проведения педагогический эксперимент, и можно уже говорить и об отдаленных его результатах, поскольку первым воспитанникам И. П. Иванова и его коллег уже за сорок, некоторые из них стали известными специалистами, и все – прекрасные работники, честные люди, и все с благодарностью вспоминают свои подростковые годы, проведенные в коллективах, созданных на принципах Макаренко – Иванова.  Более подробно об этом читатель узнает из книги.

Я познакомился с Игорем Петровичем Ивановым и созданной им вместе с Людмилой Глебовной Борисовой и Фаиной Яковлевной Шапиро Фрунзенской коммуной в 1959 году и с тех пор, вот уже почти 30 лет, думаю и пишу об этом удивительном педагогическом явлении – удивительном прежде всего потому, что оно вселяет веру в почти безграничную мощь воспитания.  Но постичь это явление, как и постичь вновь открытое явление природы, оказалось не так легко.  Кто сам, своими глазами видел, как живут и работают прошедшие эту школу коллективизма ребята и взрослые, тот довольно легко перенимает коммунарский стиль воспитания; описать же его, этот стиль, вскрыть внутренние пружины никак не удается, и многим кажется, будто все дело в необыкновенных взрослых, в необыкновенных педагогических талантах.  Но почему же тогда самые разные люди в самых разных уголках нашей страны, применяя одни и те же методы, открытые И. П. Ивановым и Фрунзенской коммуной (или, как ее еще называют, Коммуной юных фрунзенцев), получают разительно схожие результаты?

Книга, которую вы держите в руках, читатель, – это книга-поиск.  Она состоит из трех в разное время сделанных работ, представляющих собой последовательные попытки понять и описать опыт и методику коллективного творческого воспитания, которую называют также коммунарской методикой (от Фрунзенской коммуны) .

Первая книжка – «Фрунзенская коммуна» – вышла в 1969 году.  Она собрана из сочинений ребят-коммунаров, я лишь составитель ее, редактор и автор ряда текстов, связывающих детские сочинения в одно целое.  «Фрунзенская коммуна» передает жизнь ставшего знаменитым детского коллектива такой, какой она была, какой ее видели дети, – немаловажное свидетельство!   Но поскольку ее писали ребята, которые не всегда бывают объективны по отношению к взрослым, некоторые имена в этой книге заменены.  Читая ее, надо помнить, что это не документ, что в ней есть и момент художественного обобщения, вымысел.

Следующая работа – «Воспитание творчеством» – вышла в 1978 году, т. е. спустя 10 лет, когда накопился новый опыт коммунарского движения и появились основания для обобщений.

Третья работа – «Дневник Николая Федоровича» – публикуется впервые (в отрывках она печаталась в журнале «Вожатый»).  По сути, это методика коллективного творческого воспитания для классного руководителя.  Николай Федорович – лицо вымышленное; к такому приему пришлось прибегнуть, чтобы показать способ мышления, ход мыслей воспитателя, работающего по системе Иванова.  В работе над «Дневником...» мне помогали два замечательных ленинградских педагога – Елена Ивановна Махняева и Фаина Яковлевна Шапиро, «коммунарская мама», безвременно ушедшая из жизни в 1985 году.

Так и получилась единая книга о воспитании по Иванову.  Первая часть – просто счастливая детская жизнь в творческом коллективе, вторая и третья – методика организации такой счастливой жизни.  В предисловии к книжке «Воспитание творчеством» тогдашний президент Академии педагогических наук СССР В. Н. Столетов писал: «...если можно представить себе машину, обучающую какому-то ограниченному кругу знаний, то ЭВМ воспитывающей нет и, я надеюсь, не будет.  Поэтому станем относиться к практическому опыту по-хозяйски: сосредоточивать свое внимание на сильных, а не слабых сторонах, на том, что будит нашу мысль, что помогает в работе.  И так, по крупице, бережно поддерживая новую мысль в самом ее зародыше, коллективными усилиями тысяч и тысяч педагогов-новаторов и ученых мы приблизимся к высокому идеалу коммунистического воспитания».

К этим словам трудно что-нибудь добавить.


Фрунзенская коммунна

Воспитание творчеством

Дневник Николая Федоровича

Логика Иванова


К остальным рассказам
На главную страницу