К остальным рассказам |
На главную страницу |
Веговцы в "Орленке" |
Оригинал по адресу http://infra.sai.msu.ru/vega/orlenok/anna.html |
Осенью 1999 года, с 28 сентября по 26 октября, в ВДЦ (Всероссийском Детском Центре) «Орленок» на Черном море была проведена Смена юных астрономов. На эту смену съехались ребята из 11 регионов России.
Лагерь с первого взглядаВ «Орленок» мы ехали на поезде 36 часов, но не в одном купе. Т.к. было только две девочки – я и Вика из Москвы, то мы с ней ехали в одном купе, а с нами ехали Стас и Егор. Леша и Вихерт - вместе со Славой и Ильей. Ехали мы только по России.
В г.Туапсе мы приехали около 10 часов утра. Потом еще час на автобусе 50 км до «Орленка». Я в первый раз ехала в лагерь и совсем не знала, что меня ждет там. Приемный корпус. Сдаем вещи и деньги в камеру хранения. Жуткая спешка приезда. Потом потащили куда- то, да еще с неудобными сумками. Когда пришли в палату, оказалось, что мы жутко устали, а еще надо срочно устраиваться, потому что скоро обед. И только после обеда я смогла, наконец, оценить то место, куда мы приехали. Лагерь располагается в основном в низине, окруженной со всех сторон горами, но не очень высокими. Широкие аллеи, набережная, пляж, множество южных растений, названий которых я не знаю. Лишь позже, когда приехала домой, я смогла узнать, как называются некоторые из них. Но не весь лагерь так благоустроен. Фактически лишь средняя часть, где находятся лагеря «Штормовой», «Звездный», «Стремительный». Территория «Орленка» имеет
Пляж я особо не описываю, потому что он не произвел на меня впечатления. Но если пройти немного влево, то там, за «Солнечным», около моря есть место – «Плачущие скалы» - камни, из которых постоянно капают капли воды. Там выход известняка и по берегу лежат большие камни до метра высотой. По ним можно передвигаться, только переступая с одного на другой. Там, среди камней, лежащих в море, можно найти очень красивые морские камни, которых на пляже и в помине нет. Поэтому это место очень привлекало меня. И еще одна особенность лагеря – лестницы и ступеньки. Куда ни пойдешь, везде, на каждой дорожке увидишь какую-нибудь ступеньку или подъем. Лагерь ведь расположен в горах. ОбсерваторияОбсерватория – самое высокое место в лагере. И чтобы попасть туда, надо подняться по самой высокой лестнице лагеря – «Звездной лестнице», в которой насчитывается около 210 ступенек. И мы каждый вечер совершали своеобразную утреннюю зарядку – поднимались по этим 200 ступенькам к обсерватории, где занимались в лабораториях-кружках астрономической направленности. Причем подниматься и спускаться по «Звездной лестнице» нам иногда приходилось по несколько раз в день.
Само здание обсерватории одноэтажное и состоит из нескольких комнат (кабинетов). В их число входит библиотека, где множество книг по астрономии самых разных направлений, подсобных помещений, зала, где у нас проходили различные мероприятия астрономической направленности: игры, викторины, встречи с учеными. А на плоской крыше обсерватории проводились наблюдения неба, фотографирование небесных объектов. На крышу ведет лестница. Рядом с обсерваторией находится башня с куполом, куда ведет около 80 ступенек винтовой
Для нас, московской делегации, которая приехала в «Орленок» ради звездного неба и обсерватории, она стала почти что домом. Мы даже прикидывали поначалу, куда там можно поставить кровати. Но, к нашему сожалению, этого сделать было невозможно – Устав. И мы довольствовались тем, что много времени, помимо основных занятий в лабораториях, которые проходили почти каждый день с 930 до 1100, мы довольно много времени проводили в библиотеке. Также, со 2 октября, сформировалась группа в лаборатории, «Наблюдения Солнца», куда вошли 6 человек из московской делегации. Почти вся московская делегация, кроме Миши и Вики. Поэтому часто мы были в обсерватории до обеда (13 часов). В первые дни, когда школы еще не было, мы наблюдали Солнце после обеда часов до 16. ЛабораторииДо сих пор слово «лаборатория» употреблялось довольно часто, но что это такое? Для смены юных астрономов в обсерватории были организованы кружки, в которых мы могли изучать различные отрасли астрономии. Они назывались лабораториями. Их было шесть: «Астрофотография», «SETI», «Наблюдения Солнца», «Галактика», «Астрофизика», «Космические катастрофы». Мы, т.е. почти вся московская делегация, ходили на «Астрофотографию», которую вел Г. Ф. Коршунов, где изучали способы фотографирования, приборы, учились работать с пленкой и фотопластинками. После окончания смены мы увезли с собой сделанные нами фотографии звездного неба. Одно из помещений обсерватории отведено для библиотеки, о которой сказано выше. Хочу сказать, что даже когда занятия в лабораториях уже кончились, то мы все равно отпрашивались в обсерваторию, чтобы поработать в библиотеке, избавляясь при этом от разных мероприятий отряда, типа каких-нибудь игр. Также библиотека была тем местом, в котором можно немного развлечься в хорошей компании. Важной составляющей частью программы смены юных астрономов были наблюдения, но, к сожалению, было не так уж много ясных ночей в течение смены. Но мы старались не терять таких ночей, но это не всегда удавалось, потому что существовали более «важные» мероприятия,
Небо в «Орленке» великолепное, засветки, как около Москвы, почти нет. Многие звезды у нас никогда не видны, а если видны, то в другом положении. Например, утром Большая Медведица стоит вертикально вниз хвостом. У нас такого никогда не увидишь. А серп убывающей Луны висел рогами вверх, чего у нас я тоже никогда не видела. Млечный Путь очень ясный, туманность Ориона – как на фотографии. Только к концу первого часа мы начали замерзать, холодно. Но не зря вставали. Еще проводились наблюдения для других отрядов, «Стремительного» и «Штормового». Но ясного неба они уже не застали, и поэтому ограничились лекциями, которые читали преподаватели и ребята в каждой из лабораторий. Мы с Викой и Лешкой в этом не участвовали, поэтому в эти вечера приходили в библиотеку «свободными слушателями» и читали книги или слушали, что говорят «неастрономам». В обсерватории на крыше находился еще один телескоп, только на этот раз радиотелескоп. «Аэлита» имела параболическую антенну диаметром 3 метра. Пульт управления, осциллограф и т.д. находились внизу, в библиотеке.
И еще о наблюдениях Солнца. В лаборатории «Наблюдения Солнца» занимались шесть человек: я, Леша, Стас, Илья, Слава и Егор. Каждый день, пока держалась хорошая погода, мы вытаскивали телескоп «Цейсс-80» на крышу, и через фильтр зарисовывали пятна на поверхности Солнца, а потом, спустившись вниз, считали числа Вольфа и записывали в таблицу. Позже, построив график усредненных чисел Вольфа, полученных нами, и сопоставив его с данными, полученными из САО, мы выяснили, что графики почти совпадают, только у нас числа были в 2 раза больше. Мы попали как раз на осенний пик солнечной активности, когда числа Вольфа у нас доходили до 260. В шутку мы сравнивали числа Вольфа и степень активности нашего отряда. Почти совпадало. А позже Леша придумал числа Волка, определяющие активность отряда по числу инцидентов и участников. Их формула была такова: V=10u+i, где u – число инцидентов, а i – число участников. Жизнь лагеряВ отряде, в который попала делегация Москвы и Московской области, т.е. мы, было 21 человек из Москвы, Иваново, Волгограда, Самары. В отряде было всего шесть девочек: я, Вика, Лена, Оля, Маша, Марина. Жили в одной комнате мальчики, в другой – девочки. Вставали мы в 8 часов утра, а в 815 шли на зарядку, которую пол-отряда просто прогуливали – кому охота что-то делать с утра. Иногда после зарядки ходили с вожатыми к морю до завтрака, который был в 9 часов. У нашего отряда было двое вожатых – Сергей и Оксана, которые везде нас сопровождали, даже в обсерваторию. Как будто мы сами дойти не можем. Первые дни мы после завтрака ходили по лагерю, изучали, где нам предстоит жить месяц.
Но когда в обсерватории началась работа лабораторий, мы проводили там все время до обеда. Лишь в дни, когда было жарко, после занятий шли купаться. Но некоторые купаться не ходили, так и сидели в обсерватории. После лабораторий мы должны были идти в ДАК (Дом авиации и космонавтики) на кружки, которые были обязательны для всех, но не для некоторых астрономов. Кружки были как технического, так и декоративно-прикладного характера. Иногда мы их прогуливали. Обед в 13 часов.
После обеда, если выходные дни, тихий час до 16 часов, а потом какие-нибудь отрядные дела или прогулка. Если день рабочий, то с 1430 – школа, занятия в которой длятся до 1830. В школе у нас было пять уроков каждый день, с понедельника по пятницу. В школу нас провожали и встречали вожатые. После школы, в 19 часов – ужин. А после ужина может быть много событий: либо мы
Но 28 дней смены юных астрономов быстро прошли, и уезжать было действительно жалко, потому что мы успели действительно привыкнуть к «Орленку». Последние 2 дня я с Викой ходила прощаться с «Орленком», зашли на «Плачущие скалы», взобрались на один из самых высоких холмов в лагере, с которого открывался великолепный вид на море, можно было увидеть настоящий дикий южный лес и поляны. Как раз когда мы уезжали, начала устанавливаться хорошая погода и звездное небо опять стало чистым, на нем сияла почти полная Луна, будто прощаясь с нами. В последний день мы прошли по всем аллеям, стараясь как можно
|
К остальным рассказам |
На главную страницу |