К остальным рассказам
На главную страницу

Акция Учительской газеты (http://www.ug.ru/) "Орлятский круг"

Закон "ноль - ноль"



* * *

     "Орленок" - это поворот в моей судьбе. Вместо спортивного института поступила в Воронежский педагогический на историко-педагогический факультет. Потому что вожатыми в "Орленке" были личности. Идеалом для меня стал Алексей Бруднов. Это благодаря ему мы узнали песни "Звездопад", "Вечер бродит", "Серега Санин", "Баллада о Валерке", полюбили откровенные "огоньки".
     И когда я сама стала вожатой, то еще долгие годы сверяла свою жизнь с Алексеем: "А как бы он поступил, а как бы оценил это...".
     По традиции "Орленка", в конце смены вожатые подписывали на отрядных фотографиях свои пожелания или девизы. Мне Алексей и Маша подписали следующие строки:

В жизни по-разному можно жить:
В горе, в надежде и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так, забывая о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям!

     Применяя этот девиз, я победила на городской литературной олимпиаде школьников в Грозном. Его я писала своим пионерам на фотографиях и в блокнотах. Эти строки обязательно произношу на каждом выпускном вечере у себя в школе.
     Работая старшей пионерской вожатой в школе, пионерских лагерях, всегда старалась использовать все добрые традиции орлят. Правило "Говоря, думай. Критикуя, предлагай" - своеобразное формирование коллективного мышления - помогает до сих пор. Уважительное отношение к песне (песню не кричат, а поют от души и до конца), закон "ноль - ноль" (значит не опаздывать), закон поднятой руки (привлечь внимание не криком и окриком) тоже оттуда.
     После института была комсомольская и партийная работа, потому что орлятский дух единства цели, интересных дел давал возможность творить, делать что-то для людей и вместе с ними. Работая директором школы в Грозном, создала у себя пионерскую республику "Пламя". В 1993 году из Чечни пришлось уехать к родственникам мужа в Москву. И здесь традиции "Орленка" продолжаются.
     Наша школа № 775 с гимназическими и вузовскими классами отвечает современным требованиям к образовательному процессу. Основные цели школы:
     Продолжение работы над созданием адаптивной модели школы в рамках программы "Столичное образование - 2".
     Создание благоприятных условий для нравственного, интеллектуального и физического развития личности.
     Разработка новых форм обучения (углубленное изучение предметов, профильность, индивидуальность программы).
     Улучшение показателей качества знаний учащихся на основе более эффективного использования часов школьного компонента, усиление мотивации учебной деятельности учащихся.
     Школа - учебно-методическая база НМЦ ЮВОУ, РИПКРО, пилотная площадка Института Открытое Общество и Центра правового образования Российского фонда правовых реформ. Для учителей ЮВОУ, Москвы, России проводятся здесь лекции, семинары, открытые уроки, практические занятия по внедрению образовательных систем, повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса.
     В начальной школе успешно сочетаются традиционная система и система развивающего обучения Л.В.Занкова.
В средней школе оправдывают себя усилия по созданию адаптивной модели школы. Успешно работают классы коррекционно-развивающего обучения. В старших классах особое внимание уделяется становлению профильной школы, идет углубленное изучение математики и физики.
     Наша задача ближайшего будущего - создание детского самоуправления через школьный парламент и в перспективе детской организации.

     Лариса РОДИОНОВА,
директор 775-й школы, кандидат педагогических наук
     Москва

С неба лиловые падают звезды



* * *

     Спасибо, дорогая "Учительская", за "Орлятский круг". Я его никогда не забывал и не забуду, но акция газеты позволит значительно расширить границы нашего доброго братства, провести перекличку поколений "орлят".
     В 1965 году, будучи участником Всесоюзного сбора комсоргов школ от Узбекистана, я побывал в счастливом будущем человеческого сообщества. В реальном, живом, а не книжном, не мифическом будущем. Таких человеческих отношений я больше не встречал ни в студенческой, ни в педагогической, ни в армейской среде. Но стремился их строить в своих отношениях с людьми и ни разу не пожалел об этом.
     "Орленок" дал мне возможность узнать десятки замечательных людей, многолетняя переписка с которыми (встречаться было сложно) помогала жить, верить, любить, творить. Здесь я встретил туляночку Любу Шишову, которая через 15 (!) лет письменного общения (так складывалась жизнь) стала моей женой.
     Наша смена "открыла" мне, десятикласснику, тогда молодых Александру Пахмутову и Игоря Кона, Сашу Сереброва и Анатолия Мудрика. Здесь же, у Черного моря, родились и зазвенели чудесные "Звездопад", "Орлята учатся летать!".
     Помню, когда мы принимали в гостях, в Ташкенте, Олега Семеновича Газмана или Игоря Семеновича Кона, уже известных в стране ученых, мы встречались как "орлята", образуя все тот же "орлятский круг".
     Встретив (впервые после 30-летнего перерыва!) на конференции в Москве А.В.Мудрика, я не удивился, что он вспомнил своего "орленка" (сколько их было у начальника "Солнечного"!), как будто расстались вчера. А сколько радости было в нашей семье, когда узнали в одном из авторов книги "Учимся управлять собой и детьми" - С. Кульневиче комиссара отряда "Гренадеров", славного Сережку из 1965-го! И нашли его на просторах СНГ, теперь уже доктора педагогических наук!
     "Орленок" повлиял и на выбор нашей с женой профессии - мы стали педагогами. "Орлятские" воспитательная система, технологии успешно "работали" в самых разных детских и взрослых коллективах, где нам пришлось трудиться.
     Так случилось, что мы переехали из Ташкента в Тулу. На встрече перед отъездом с "узбекскими орлятами" собрались люди разных национальностей, судеб, профессий. "Орленок" был уже в далеком прошлом. Но посветлели, помолодели лица Шухрата Касымова, руководителя крупного медицинского центра, Бориса Голендера, ученого химика, барда, краеведа... Звучали "орлятские" песни, капали слезы на старые черно-белые фотографии. "Орленок" для всех нас - символ настоящего счастья.
     И как же мне стало тепло, когда зимним тульским вечером собрались в прошлом году в своем городском клубе "орлята" новых поколений: в одном "орлятском кругу" стояли мы с женой, студентка Снежана Егорышева, наш сын Григорий, ученики тульских школ.
     "С неба лиловые падают звезды..." "Орленок" продолжается!

     Ефим ШАИН,
     доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы ТГПУ им. Л.Н.Толстого
     Тула

Встретимся у Чаши слез!



* * *

     Я пишу тебе, "Орлёнок", как и обещала, мелким почерком на большом листе ватмана. Я все-таки надеюсь, что ты меня вспомнишь. Я такая темненькая, кареглазая, в смешной панамке. Кстати, с первого взгляда ты мне вообще не понравился. Два дня я даже хотела от тебя уехать. Какая же я была глупая! Зато теперь я знаю, что лучше "Орленка" нет ничего на всем белом свете. Жалею об одном - не узнала лагерь до конца. В нем сочетается столько всяких "интересностей", что, наверное, их не раскрыть за всю жизнь. Одно я знаю твердо. Благодаря "Орленку" я узнала самое главное. Я поняла, что есть настоящая дружба и любовь, что такое добро и зло. Ты помог мне раскрыть глаза на эти простые и нужные истины. Ты стал одним из самых важных учителей в моей жизни. Я повзрослела, встретила замечательных друзей. Они придут на помощь в любую минуту, у них всегда найдутся доброе слово и рука для поддержки.
     Часто перелистываю свой альбом. На фотографиях мы все вместе. Вот мы у моря, на отрядном месте, на космической лестнице. Когда смотрю на лица друзей, у меня наворачиваются слезы. Ностальгия? Из интереса посмотрела в словарь, что означает это слово. Ностальгия - тоска по Родине. Неужели я ошиблась? А вот и ничего подобного. Ведь твоя земля и вправду для меня Родина. Это место, где я хотела бы жить всю жизнь. Какое это счастье - вставать по утрам в "Орленке", проживать здесь целый день и желать ему доброй ночи.
     Вот мы у Чаши слез. Я помню этот день разлуки с лагерем. Я не плакала, потому что верила - мы увидимся. Я и сейчас в это верю! Радуюсь, когда встречаю людей, побывавших в "Орленке". Они тоже любят его. Но я сильнее!
     Я помню все орлятские традиции, но помнить мало. Своих детишек учу доброму отношению к людям, учу честности. Рассказываю им твои истории, "Орленок". Пою с ними твои песни и играю с ними в твои игры. Верю, что из моих подопечных вырастут настоящие люди, такие, каких растит "Орленок".

     Марина ФОМЕНКО,
     студентка педагогического государственного университета
     Череповец,
     Вологодская область

Отыскать бы три рисунка



* * *

     В 82-м году меня наградили путевкой в "Орленок". И это решило все. Я осознала, что "Орленок" - большой живой организм, и от каждого из нас зависит его жизнь. Здесь все - правда, здесь не бросают слов на ветер, здесь все вместе - взрослые и дети.
     Все свободное время (хотя его было очень мало) я провела на берегу моря. Искала три одинаковых рисунка на плитах. Говорят, кто отыщет их, обязательно вернется в лагерь. Я очень мечтала об этом. Но, видно, не суждено.
     Иногда, перебирая памятные знаки, я беру в руки орлятский значок с изображением мальчишки в буденовке. Сердце мое замирает: "Я помню последний прощальный орлятский и тесный наш круг..."
     Потом, после педагогического института, я пришла в школу. Работала учителем. Когда предложили стать организатором по воспитательной работе, согласилась сразу. Это то, о чем мечтала. Стараюсь быть своим детям другом, собеседником, мамой. Иногда что-то не получается, тогда я останавливаюсь, набираю воздух и делаю новую попытку. Мои ученики для меня - это не работа, они для души.
     Хочу, чтобы мой привет дошел до орлят из второй смены дружины "Стремительная". Я всегда буду помнить ребят и вожатых Наташу и Андрея.

     Светлана ГУРЕНКО,
     заместитель директора школы по воспитательной работе
     Лямбирь,Республика Мордовия

Красное яблоко на белом снегу



* * *

     "Я писала на ладони имя доброе - "Орленок". Не в тетрадке на листке, не на стенке каменной. Я писала на руке имя лагеря. Утром тихо было в доме, стало шумно среди дня. "Что ты спрятала в ладони?" - стали спрашивать меня. Я ладонь разжала - счастье я держала..."
     Однажды вожатые "Орленка" Саша и Галя рассказали нам историю о девочке Алене из блокадного Ленинграда. Ее мама работала на заводе, в перерыв прибегала проведать дочку, приносила драгоценный кусочек хлеба. Девочка каждый раз тихо говорила: "Я хочу яблоко". С каждым днем она слабела. Однажды в цех, где работала мать, кто-то принес для Алены яблоко. Как уж его раздобыли в то суровое время, представить трудно. Мать летела домой, как на крыльях. Но опоздала...
     Похоронили Алену на Пискаревском кладбище. После войны видели люди у братской могилы седую женщину - мать погибшей девочки. Женщина клала на белый снег красное яблоко. И долго-долго стояла молча.
     Много лет прошло с моей орлятской поры. Когда у меня родилась дочь, я назвала ее Аленой. Она подросла, и я рассказала ей о девочке из блокадного Ленинграда.
     - Мама, - сказала мне дочь, - я хочу отвезти той Алене яблоко.
     Этим летом мы гостили у родственников в Петербурге. Приехали на Пискаревское кладбище. На камень с надписью "1943 год" положила моя Алена красное яблоко.

     Татьяна КИЯЩЕНКО,
     учительница
     Белгород

Четыре медали



* * *

     Меня зовут Артем. Я учусь в самой большой школе города и района. Мне предложили защищать честь школы на районном конкурсе "Лидер года-99". И я победил. Совершенно неожиданно меня наградили путевкой в "Орленок".
     Это было чудо. Я никогда не видел моря, дельфинов, не ловил крабов, не ходил по горам. Все это мне подарил чудесный лагерь. У меня появилось много друзей из разных городов России. Я сейчас очень скучаю. Мне не хватает их рядом. У нас были самые лучшие вожатые: Тихон Троилин и Светлана Машкова.
     Я привез домой четыре орлятских медали. Еще я научился искусству оригами. Раньше я это не умел. В школе я рассказывал одноклассникам о впечатлениях, показывал фотографии, поделки, медали, открытки. Я понял, что я самый счастливый человек на свете. Вот было бы здорово снова оказаться в "орлятском кругу"!

     Артем БАЛАНДИН,
     ученик 1-й школы
     Омутнинск,Кировская область

Родина моей души



* * *

     Когда мы встретились с "Орленком", мне было тринадцать лет. Переворот сознания, поток творчества, глаза друзей - это все "Орленок". Я стала поэтом (и прежде писала стихи, но в лагере они получили крылья) - это все "Орленок".
     Я проработала десять лет в лагере комсомольского актива Чувашии, из них половину старшим комиссаром - это все "Орленок".
     Орлятский круг на факультете пединститута, где я училась и была секретарем комсомольской организации, был нормой, и это опять "Орленок".
     Десять лет работы директором Дома пионеров - это тоже "Орленок"!
     Так вот он какой - "Орленок"!
     ...В "Орленке" поют песни на мои стихи до сих пор. Когда я их слышу по радио (авторства не указывают, да и надо ли?), радуюсь: это же все "Орленок"!
     С праздником, родина моей души - "Орленок"!

     Ирина ЛЬВОВА,
     победитель Международного конкурса учителей в "Артеке" (1997, III премия), финалист конкурса "Учитель года-95", заслуженный учитель Чувашии
     Алатырь

Ты снишься мне



* * *

     Узнал из в родной газеты об акции "Орлятский круг". Сразу же рука потянулась к бумаге, и сами собой полились стихи.

Мои орлятские друзья,
Хочу вас вновь увидеть я.
Писали долго письма мы
И летом, и среди зимы.
Но разбросали годы нас,
Люблю вас очень, помню вас.
Я так хочу, хотя б на миг
Вернуться в детство напрямик.
Приехать в милый сердцу край.
Ты снишься мне, орлятский рай!

Спасибо, что хотите снова объединить "орлят". Идея замечательная! Я настолько разволновался, вспомнив эти дни у моря, что сразу же сел за письмо. После тех проведенных в "Орленке" дней я вернулся в школу другим. Увлеченно рассказывал ребятам о пережитом, стал вожатым у малышей. После школы, не задумываясь, поступил в педагогический институт. Теперь я осознаю, что романтика этой профессии открылась мне в нашем добром лагере. Так хорошо, светло и празднично жили мы! Спустя годы я стараюсь сохранить в душе этот свет.
С искренним уважением к вам и благодарностью

     Николай ВЕРШИНИН,
     начальник управления образования администрации Верхнекетского района
     поселок Белый Яр,Томская область

Родные голоса



* * *

     Прочла в "Учительской газете" о том, что "Орленку" скоро будет сорок лет. Сразу вспомнилось многое. Взгрустнулось. Моя мама была первой пионеркой. Это было задолго до того, как появился "Орленок". Мама рассказывала о своем старшем пионервожатом Виталии Ханчине. В их голодном детском доме после гражданской войны он был любимцем всех ребят. Сероглазый, улыбчивый, добрый старший брат. Я помню, как уже у нас дома собирались седые пионеры, пекли в духовке картошку, пели песни, вспоминали далекое.
     Моя племянница Марина - красавица, певунья, плясунья - в 70-е годы побывала в "Орленке". Я помню, в каком восторге она была от увиденного. Орлятское братство стало для нее священным. К сожалению, Мариночки сейчас уже нет в живых. Но в день ее памяти "орлята" собираются вместе, исполняют любимые песни.
     Сколько хороших людей объединил орлятский круг! С нежностью вспоминают они свои пионерские годы. Хочется на страницах родной газеты снова услышать родные голоса.

     Аида ВИНИЦКАЯ, учительница истории
     Москва

Отбой и сразу же подъём



* * *

справа Лена Титкова - автор письма

     Ярко на всю жизнь (а прошло уже 22 года) отложился в памяти день отъезда из Петрозаводска. На перроне вокзала нам показали эту красивую традицию - Орлятский круг. Меня, деревенскую девчонку, очень удивило, что можно было стоять вместе с мальчишками, совсем не стесняясь. Запомнилась дождливая туапсинская погода. Я поняла, что географию надо учить лучше, чтобы не оказаться в зимнем пальто под дождем. Когда мы уезжали из Карелии, был сильный мороз.
     В нашей дружине "Штормовая" у всех была морская форма. Здесь, в "Орленке", мы тоже учились. Большая современная школа, в которой я чувствовала себя уютно, поразила меня. Постоянно сравнивала ее с моей деревянной поселковой. Очень нравились уроки английского языка, запомнились уроки математики, на которых мы записывали решения задач на индивидуальных досках. И домашних заданий не было ни по одному предмету!
     Запомнилась встреча Нового года. Прозвучал сигнал отбоя, и мы улеглись спать. И вдруг опять сигнал - уже подъема. Перед зданием нашей дружины, освещенной со всех сторон лучами прожекторов, мы увидели Деда Мороза, Снегурочку и других персонажей. Так началась сказка. Это была чудесная ночь. Мы потом долго не могли уснуть, строили планы на будущее, делились воспоминаниями, как проходят праздники в наших школах. Забылись уже фамилии друзей, многое ушло из памяти, а эта ночь осталась.
     Мои сыновья учатся во втором и шестом классах. Часто рассматривают мои фотографии и задают вопрос: "Мама, а как ты была морячкой?" Тогда я рассказываю про "Орленок". На фотографии, очень дорогой мне, я (тогда Лена Титкова) стою справа. Шлю привет всем ребятам отряда "Отважный" дружины "Штормовой".

     Елена ЕРМАКОВА,
     учительница начальных классов
     Авдеево,Пудожский район, Республика Карелия

Как стать счастливым, живя в бочке



* * *

     Сначала мы обиделись: "Что мы, хуже всех? В других лагерях ребята живут в корпусах, а мы в бочках да деревянных домиках. У них кровати удобней, обои на стенах, коврики, шкафы. А вокруг нас - одна природа. Но потом мы пошли на первый "Огонек" у костра, и так оказалось все здорово. Кто-то сказал: "Интересно, а куда ребята из других лагерей на костры ходят? Наверное, в холл". Мы не смеялись, мы их пожалели, они многое потеряли.
     ...Как-то ночью мы вышли на балкон и, взяв елку за мохнатые лапы, выдохнули разом: "Какие же мы счастливые!". Днем из столовой таскали хлеб неугомонные сойки. Залетают ли птицы к другим?
     Разъезд. Мы сидели и молчали. Все уже было сказано. В тот вечер каждый из нас понял, как мы любим лагерь "Комсомольский". Он самый лучший из всего огромного "Орленка". Мы будем любить и помнить его всегда, как и Третий Всероссийский фестиваль визуальных искусств с его поистине звездным жюри - Никита Михалков, Дмитрий Харатьян, Вера Васильева, Лев Дуров, Сергей Маковецкий, Станислав Говорухин, отец и сын Стебловы...
     Пожалуй, я забыла написать, за что меня направили в "Орленок". Путевка была наградой. Я, корреспондент районной школьной газеты, выпустила свой сборник стихов, недавно вышел еще альманах. Вхожу в состав актива и редколлегии школы, член Федерации лидеров детских объединений. Немножко нескромно, зато понятно, почему именно меня выбрали.
     Сначала поездка казалась нереальной. Мама у меня одна и работает школьным библиотекарем. Помогла администрация Индустриального района нашего города. Я всегда буду помнить добрых людей и тебя, "Орленок".

     Маша БОДРОВА, 15 лет
     Хабаровск

Мой счастливый билет



* * *

     Жизнь моя, кажется, осталась прежней. Те же материальные проблемы в семье - постоянное отсутствие средств для нормального питания, болезнь папы, инвалида второй группы. В общем, что до "Орленка", что после него. Проблемы те же. Но духовный мир мой изменился неузнаваемо.
     Когда-то для меня "Орленок" был лишь мечтой. С замиранием сердца я представляла себя в этом лагере на берегу моря. Я хотела встать в орлятский круг и спеть с друзьями любимую песню. Но, просыпаясь утром, я понимала, что все это лишь сладкий сон, который с пробуждением заканчивается.
     Тогда почему же я сейчас в "Орленке"? Все дело в том, что я приняла участие в конкурсе "Орлятский круг", который проводили оргкомитет лагеря и "Учительская газета". Нет, я не ждала победы, но решила попробовать. Конечно, я и не думала, что это письмо станет моим счастливым билетиком. Я получила приглашение на юбилейную смену. Тогда у меня, казалось, выросли крылья. Конечно, я понимаю, что в жизни нас ожидают не только взлеты, но и падения. Однако судьба доказала мне, что, несмотря на неудачи, жизнь прекрасна. После сильного дождя, непогоды обязательно выглянет солнышко.
     Тогда я летала как на крыльях по родной деревне. Гордость переполняла все мое сердце. Все сельчане по-доброму мне завидовали и радовались, что жительница Волошино побывает на Черном море. Мама моя, учительница сельской школы, и мечтать не могла отправить свою дочь в этот замечательный лагерь.
     Какая же я счастливая! После "Орленка" я стала смелее, никогда не комплексую. Он вселил в меня веру, что я не хуже других. Пусть у меня нет шикарной одежды, я не ем рыбу и колбасу месяцами, почти забыла вкус конфет. У нас в семье нет богатой мебели, машины. Зато я умею мечтать, сочинять стихи, научилась шить хорошие мягкие игрушки. Еще я отлично учусь, активно участвую в жизни района.
     Спасибо всем сотрудникам замечательного лагеря, что они помогли мне обрести себя. Мне дороги такие качества в человеке, как доброта, активность, простота в общении. Я определилась в выборе профессии. Поступаю в Воронежский педагогический колледж. Буду жить в незнакомом городе, вдали от родных. Но теперь это меня не пугает. В моей жизни был "Орленок". И я знаю, что он всегда мне поможет.

     Юлия НИТЧЕНКО, 15 лет
     Волошино, Воронежская область