ЗАМЕТКИ ДМИТРИЯ ГУЛЮТИНА (ГРЕЯ) ОБ ОРЛЁНКЕ

К остальным рассказам
На главную страницу

Две статьи об аэрокосмической смене в 2000 году

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.

    Я хочу рассказать о нашей орлятской смене августа 2000 года. Тем более она была совершенно необычной. Вернее это была большая сюжетно-ролевая игра длиною в смену. Ее сюжет - межзвездные путешествия. Впрочем, если не обо всем, то о многом Вы узнаете из двух статей, которые мне хотелось бы предоставить Вашему вниманию. Не могу сказать, что в них мои впечатления от смены и игры, в которых я имел честь участвовать. Ведь это же все-таки статьи, которые были опубликованы в достаточно серьезных изданиях. Конечно же, если бы это были страницы моего личного дневника, они смотрелись бы куда эмоциональнее.
    Первая небольшая статья по названием "По дороге к звёздам" была опубликована в газете "Молодой Учитель", издающейся Челябинским педагогическим университетом. В нем тогда учились двое вожатых нашей смены: Наташа Крючкова и Женя Петух. И именно благодаря Наташе статья появилась в газете в декабре 2000 года и при этом совершенно без купюр. Но поскольку газету "Молодой Учитель" можно достать только в Челябинске и только в Педуниверситете, то я не возражаю если статья, написанная специально для нее, будет опубликована и на этом сайте.
    У второй статьи судьба более сложная. Она опубликована только на днях, в начале ноября 2001 г. в научно-популярном журнале Российской Академии Наук "Земля и Вселенная", в разделе "Аэрокосмическое образование". Статья называется "Звездолеты стартуют из "Орлёнка". К сожалению, журнал из-за ограниченного объема не смог опубликовать ее полностью. Здесь же, на сайте, Вы сможете прочитать ее в первоначальном виде, без купюр.

    Дмитрий Гулютин (специалист смены "Звёздные Странники", августа 2000 г. ВДЦ "Орлёнок", д/л "Солнечный").


СТАТЬИ

      Специально для "Молодого Учителя".


ПО ДОРОГЕ К ЗВЁЗДАМ.

Подходит к концу 2000 год - год необычный, завершающий ХХ век и II тысячелетие. Поэтому, конечно же, каждому хотелось бы унести с собой в наступающую новую эпоху самые яркие и волнующие связанные с этим годом воспоминания. Такие, чтобы могли запомниться навсегда. У Наталии Крючковой, студентки 384 группы и Евгения Петуха из 385 группы Челябинского государственного педагогического университета эта мечта сбылась. В уходящем году они смогли поработать вожатыми в знаменитом "Орлёнке". За их плечами несколько интересных смен, но, безусловно, самая памятная из них - аэрокосмическая смена "Звездные странники", проходившая в августе в одном из семи лагерей Всероссийского детского центра, "Солнечном". И о ней наш рассказ.
      Вот уже 10 лет проводит Всероссийское молодежное аэрокосмическое общество "Союз" в "Орлёнке" свои смены, но подобной не было еще никогда. Мальчишки и девчонки, прибывшие на нее, на время смогли стать межзвездными путешественниками, приняв участие в специально организованной сюжетно-ролевой игре. Для ее открытия в "Орлёнок" специально прибыл Герой России летчик-космонавт Александр Иванович Лазуткин. И как бывает перед настоящим космическим стартом, ребята, под руководством гостя, выполнили традиционные космические ритуалы: посадили дерево и расписались на символической двери, открывающей путь в космос. Дальше началась сама игра.
      Согласно заранее написанному сценарию из ребят, которые теперь именовались курсантами, формировалось 12 космических экипажей по 7 курсантов в каждом. В экипаж входили: командир, пилот, астронавигатор, космический врач, космодесантник и два бортинженера. Причем последние являлись одновременно и главными конструкторами своего космического корабля. Ну, а традиционные вожатые, среди которых были и челябинцы, по игре стали сталкерами или космическими наставниками. А поскольку полет, а тем более - межзвездный, дело серьезное, по каждой из перечисленных ролей с экипажами проводилась серьезная подготовка: физическая, интеллектуальная, психологическая и специальная (используя возможности предоставленные "Орлёнком"). О них скажем особо.
      "Орлёнок" - это настоящий город на берегу Черного моря, со своей яркой неповторимой историей (в июле ему исполнилось 40 лет), со своими традициями и легендами, город, где всё принадлежит ребятам. Он оснащен всем необходимым и для учебы и для отдыха. В частности есть в "Орлёнке" свой Дом авиации и космонавтики с отличной тренажерной базой, где можно и на центрифуге покрутиться и летный скафандр примерить, и парашют научиться укладывать, и пройти огневую подготовку. И здесь же космический музей с уникальными экспонатами, где среди макетов первых советских спутников, марсианских и лунных станций, можно увидеть и подлинный спускаемый аппарат космического корабля "Восход", совершившего в октябре 1964 года беспилотный испытательный полет вокруг Земли. А рядом компьютерный класс, авиатренажер, кабинет космической медицины.
      Ну а для того чтобы разобраться "к каким звездам мы летим" есть в "Орлёнке" своя обсерватория: огромная башня с 300 мм телескопом-рефлектором и даже два радиотелескопа. Здесь под руководством опытных инструкторов экипажи прокладывали свои маршруты к одним из самых ярких звезд, видимых на летних небесах. Имена некоторых из них читателю наверняка знакомы. Это, конечно, Полярная звезда из Малой Медведицы, Вега из созвездия Лиры, Альтаир из созвездия Орла, по праву считающийся звездой "Орлёнка", Арктур из созвездия Волопаса и Антарес из созвездия Скорпиона. Но есть и менее знакомые: Денеб и Альбирео из созвездия Лебедя, Гемма из Северной Короны, Шедар из Кассиопеи, Альгениб из Пегаса, Бенетнаш из Большой Медведицы и Садалсууд из Водолея. И ребята научились не только произносить непривычные имена, но и безошибочно отыскивать эти звезды на небе. Впрочем, этого мало. Ведь долетев до цели нужно уметь ориентироваться на совершенно незнакомых небесах, среди совершенно чужих созвездий. В этом экипажам помогла специальная компьютерная программа, cпособная вычислять положение звезд для иных миров.
      Но вот подготовка и защита всех ее этапов заканчивается. Приходит время стартов! Они состоялись с космопорта, расположенного на астероиде? названном в честь знаменитого лагеря - Орлёнок. При этом была соблюдена красивая традиция, которая, как знать, может быть станет космической традицией будущего. Командиры экипажей перед стартом полили розу, посаженную на астероиде замечательным героем Сента-Экзюпери Маленьким принцем…
      И начались, в буквальном смысле, фантастические приключения. Рассказать о них здесь не представляется возможным. Скажем лишь кратко. Навигаторы привели корабли к цели, пилоты совершили мягкую посадку, космодесантники высадились и добыли интереснейшие сведения об исследуемых планетах. Все это в игровой форме, где в сюжет игры вплетались и морские купания, и походы в горы, и даже вечер космической песни. А потом пришло время отчета экипажей о проведенных экспедициях и получения заслуженных наград.
      Итогом же смены ВАКО "Союз" стали не только новые знания и навыки, полученные ребятами в ходе игры, но, главное, дружба, которая родилась, закалилась и окрепла в ходе непростых испытаний. Многому за эту смену научились и специалисты, это тоже традиция "Орлёнка". Есть чему поучиться не только ребятам у преподавателей, но и преподавателям у ребят. Ведь их объединяют интерес к космонавтике и любовь к звездам, а значит впереди новые встречи и новые аэрокосмические смены, уже в новом тысячелетии.
      И в заключении хотелось бы от всей души поблагодарить за отличную работу наших дорогих сталкеров, без которых эта смена была бы невозможной. Спасибо вам!

      От имени специалистов смены "Звёздные странники"
     Дмитрий Гулютин (Москва)


Аэрокосмическое образование


ЗВЕЗДОЛЁТЫ СТАРТУЮТ ИЗ "ОРЛЁНКА"

"В соответствии с программой исследования космического пространства руководство Космоцентра приняло решение провести серию исследовательских экспедиций к 12 звездным системам. Комплексную исследовательскую программу, получившую кодовое имя "Звездные странники" поручено курировать ВАКО "Союз". Для выполнения программы проведен спецнабор представителей аэрокосмических организаций. Из них планируется сформировать 12 звездных экипажей. Экипажам звездолетов предстоит выполнить перелет к этим звездным системам по индивидуальным маршрутам и провести их всестороннее исследование".
      Это сообщение Высшего совета Космоцентра было доведено до космических курсантов, прибывших вечером 12 августа 2000 года к заранее указанному месту всеобщего сбора у подножья огромной башни обсерватории. Над уютной площадкой, расположенной на вершине Лунной горы, зазвучала знаменитая "Трава у дома", сразу настроив всех на волнующий и торжественный лад. Ведь именно с этой песни традиционно начинается дорога космонавтов к старту. Позади непростые испытания, которые устроили курсантам инструкторы и сталкеры, так здесь называют старших наставников. Впереди же, теперь уже совсем близко было начало их звездного пути.
      Нет, это вовсе не цитата из фантастического романа. С этих слов и с этих событий в одном из семи лагерей Всероссийского детского центра "Орлёнок" - "Солнечном" началась 10-я юбилейная смена Всероссийского молодежного аэрокосмического общества "Союз". Вот уже целый десяток лет проводит ВАКО "Союз" в "Орлёнке" свои смены, но столь необычной как в августе 2000 года, еще не было. Ведь в ее рамках была проведена специально разработанная сюжетно-ролевая игра "Звездные странники", в которой приняло участие 90 мальчишек и девчонок в возрасте от 10 до 16 лет из многих регионов России. И о ней наш рассказ.
      Открыл смену и игру специально прибывший для этого в "Орлёнок", летчик-космонавт, Герой России Александр Лазуткин. Именно благодаря ему начало получилось красивым, романтичным и связанным с космическими традициями. Одной из таких традиций стала посадка дерева перед стартом. Согласно другой, космические путешественники, отправляясь в полет, расписываются на двери своего гостиничного номера. В "Орлёнке" тоже была такая дверь. Сначала на ней под торжественную музыку оставил свой автограф космонавт, затем предложил сделать то же и ребятам, как бы передавая эстафету идущим вслед за ним в таинственный и прекрасный мир космоса. По оценкам самих ребят, этот эпизод открытия оказался одним из наиболее ярких и незабываемых.
      В дальнейшем юных космических курсантов ждала большая и насыщенная программа. Первым ее пунктом стало формирование 12 звездных экипажей и подготовка к "полету". В экипаже, согласно сценарию, 7 человек: командир, пилот, астронавигатор, космоврач, космодесантник и два бортинженера. Причем, последние являлись одновременно и главными конструкторами своего корабля. Стоит отметить, что каждый из участников игры (включая инструкторов и сталкеров-вожатых) мог выбрать себе игровой псевдоним, что сделало смену еще более необычной и увлекательной.
      С представителями каждой из экипажных должностей проводилась отдельная подготовка. Для этого в "Орлёнок" прибыла команда специалистов. Так подготовкой командиров экипажей занималась заместитель директора Поволжского центра аэрокосмического образования Татьяна Эргле. С бортинженерами занятия проводили - методист Центра развития творчества детей и юношества, Заслуженный изобретатель Российской Федерации Александр Гетман (в игре он выступал как Полковник) и Заместитель исполнительного директора ВАКО "Союз" Борис Зайцев (в игре Боб). Пилотов на себя взял начальник информационно-технического отдела ВАКО "Союз", сотрудник НИИ Проблем передачи информации Дмитрий Кудряков (Валерич). С космическими врачами занималась методист ВАКО "Союз" Мария Хамайко (Мари). Космодесантников готовил к выполнению задания главный методист ВАКО "Союз", сотрудник Московского планетария, старший преподаватель Московского государственного университета культуры и искусств Андрей Фесенко (Василич). Автору же этой статьи довелось обучать курсантов-астронавигаторов. В игре он участвовал под именем Джеймс Грей. Наконец общее руководство сменой и игрой осуществлял Исполнительный директор ВАКО "Союз" Александр Горшков или Шеф. Кроме этого неоценимые услуги в проведении игры специалистам смены оказали вожатые "Орлёнка" (или сталкеры) Наталья Крючкова (Сандра), Евгений Петух (Скутер), Ирина Славкина (Флора), Алексей Медведев (Блэйд), Татьяна Кочанова (Тату), Денис Пивкин (Дэн) и Гинтарас Науянис, которые включились в игру с огромным энтузиазмом.
      С экипажами также проводилась и серьезная совместная подготовка: физическая, интеллектуальная (в виде брифингов и мастер-классов), психологическая и специальная (используя возможности предоставленные "Орлёнком"). О них следует сказать особо.
      "Орлёнок" - это настоящий город на берегу Черного моря, со своей яркой неповторимой историей, со своими традициями и легендами, город, где все принадлежит ребятам. В 2000 году он отпраздновал свое 40-летие. "Орлёнок" оснащен всем необходимым и для учебы и для отдыха. Есть там, в частности свой Дом авиации и космонавтики с отличной тренажерной базой, где можно и на центрифуге покрутиться, и летный скафандр примерить, и парашют научиться укладывать, и пройти огневую подготовку. И здесь же космический музей с уникальными экспонатами, где среди макетов первых советских спутников, "Марса-3", "Луны-16", "Лунохода-2", можно увидеть и подлинный спускаемый аппарат беспилотного корабля "Восход", в октябре 1964 г. слетавшего на орбиту под именем "Космос-47". А рядом компьютерный класс, авиатренажер, кабинет космической медицины.
      Ну а для того, чтобы разобраться "к каким звездам мы летим" есть обсерватория: огромная башня с 300 мм телескопом-рефлектором и два радиотелескопа. Здесь под руководством опытных инструкторов экипажи прокладывали свои маршруты к 12 звездам летнего неба. Чтобы было интереснее, Высший совет Космоцентра выбрал для проведения экспедиций звезды разных спектральных классов. Это Вега (созвездие Лиры), Денеб и Альбирео (Лебедь), Альтаир (Орел), Гемма (Северная Корона), Арктур (Волопас), Антарес (Скорпион), Полярная (Малая Медведица), Шедар (Кассиопея), Альгениб (Пегас), Бенетнаш (Большая Медведица) и Садалсууд (Водолей). Но "долетев" до цели нужно уметь ориентироваться и на незнакомом небе, среди чужих созвездий. В этом экипажам помогла специальная компьютерная программа PcSpace 2.2, способная вычислять и воспроизводить положение звезд для иных миров.
      К сожалению объем статьи не позволяет рассказать о всех методиках, применяемых в сюжетно-ролевой игре "Звездные странники". Остановимся лишь на некоторых.
      Прежде всего необходимо сказать о методике проведения мастер-классов, где использовался "сократический диалог", к которому Андрей Фесенко в "Орлёнке" прибегает уже третий год. Благодаря этому методу ребята не пассивно слушают лекции, а сами учатся размышлять, отыскивать связи между предметами и явлениями. Замечено, что в процессе такого диалога участники от чисто научных и технических вопросов неизменно переходят к эстетическим и морально-этическим. Обращение к ним - один из важнейших элементов орлятских смен.
      Интересно отметить и моменты, непосредственно связанные с игрой. Так, например, перед стартом, каждому экипажу было необходимо научиться прокладывать маршрут будущего полета, т.е. находить на небе звезду-цель. Для этого использовалась методика, разработанная в Московском планетарии и описанная в "Земле и Вселенной" № 2 за 1978 г. (стр. 16-19) в статье Бориса Максимачева "Космонавты в Звездном доме". Астронавигаторы получали на руки "слепую" карту в виде круга ограничивающего участок звездного неба в несколько десятков градусов, что моделировало вид в иллюминатор космического корабля. При этом на карте должна была находиться как искомая звезда, так и навигационные звезды использующиеся для ее поиска. Результаты поиска представлялись на ватмане во время специально организованной защиты. При этом в защите участвовал весь экипаж. Кроме умения ориентироваться по небу ребята также должны были отвечать на серию вопросов о "своей" звезде и о созвездии, к которому она принадлежит.
      Не менее интересной была и защита бортинженеров. Как уже говорилось, они по совместительству были конструкторами своих звездолетов. Впрочем, в конструировании также самое живое участие принимал и весь экипаж. Во время защиты жюри представлялись разработанная эмблема экипажа, его девиз, чертеж корабля, сообщалось о его названии, размерах, компоновке, типе и принципе работы двигателей и т.п. Вершиной этого творческого процесса являлась сборка из подручных материалов макетов звездолетов, которые получились очень непохожими и оригинальными, что выявило незаурядный и творческий подход ребят к поставленной задаче.
      Но вот подготовка и защита всех членов экипажей заканчивается. Приходит время старта! По игре он производится со стартовой площадки космопорта, расположенного на астероиде 2188 Орлёнок. Кстати, свое имя этот астероид получил еще в 1981 г., а сегодня участники смены "Звездные странники" предложили названия, которые можно было бы использовать для деталей его рельефа. Во время "предстартовой" церемонии, как и в открытии смены были применены элементы театрального действия. На этот раз участники игры выполнили ритуал не входящий в арсенал современных космических традиций, но вполне возможно предположить, что подобное станет возможно в будущем. Связано это с главным героем знаменитого произведения замечательного французского писателя и летчика Антуана де Сент-Экзюпери - "Маленький Принц". По сюжету Маленький Принц живет, как известно, на астероиде и выращивает на нем розу - символ чистоты и совершенства. И вот командирам экипажей перед стартом было предложено полить эту розу за героя Экзюпери, что стало еще одним торжественным и волнующим моментом игры.
      И вот старт дан. Впереди экипажи звездолетов ждали в буквальном смысле фантастические приключения. Забегая вперед, скажем, что все они закончились успешно. Навигаторы привели корабли к цели, пилоты совершили мягкую посадку, космодесантники высадились и добыли интереснейшие сведения об исследуемых планетах. Все это в игровой форме, где в сюжет игры вплетались и морские купания, и походы в горы.
      Из методик, примененных на этом этапе, стоит отметить компьютерную программу, разработанную специально для пилотов Дмитрием Кудряковым. Благодаря ей совершалась посадка кораблей на исследуемые планеты. Программа позволяет при помощи контролирования расхода топлива, высоты над поверхностью планеты, а также скорости корабля, добиться выполнения мягкой посадки.
      Одной из целей, выполняемых космодесантниками, была радиолокация планеты с целью выбора оптимального места посадки. При этом применялась следующее приспособление, разработанное в США и описанное в статье Владимира Сурдина "Астрономическое образование: традиции и новые технологии" (Земля и Вселенная, №1, 1997 г., стр. 59-65). В специально подготовленной коробке при помощи пластилина создавался "рельеф планеты". Затем коробка закрывалась крышкой с отверстиями. Затем участником игры при помощи карандаша, в данном случае играющего роль радиолуча, замерялась глубина его проникновения. В результате многих таких измерений создавалась карта участка поверхности планеты, по которой и определялась оптимальная точка "посадки". При этом космодесантникам выдавался слайд с "изображением планетного ландшафта, полученного фотокамерой разведывательного автоматического зонда". По нему можно было составить представление об исследуемой планете.
      В заключении экипажи представляли свои отчеты о полете, которые делались в виде стенгазет. Этот этап, пожалуй, оказался одним из самых творческих. Кроме рассказа о перипетиях на поверхности планеты, ребята демонстрировали карту "местного" звездного неба, создавая свои созвездия для чужих небес и даже весьма поэтические легенды о них.
      В завершении смены силами ребят смены "Звездные странники", под руководством специалистов и сталкеров был подготовлен грандиозный гала-концерт, который состоялся на сцене Дворца культуры и спорта "Орлёнка". Члены звездных экипажей ВАКО оказались не только преданными поклонниками космонавтики и астрономии, но отличными исполнителями песен, танцев и даже акробатических номеров. Старшие же их товарищи и преподаватели тоже не остались в долгу и подготовили веселую космическую буффонаду на тему сказки "Колобок", прошедшую на "ура".
      Однако, как бы не было здорово и интересно, всё, к сожалению, приходит к завершению. Закончилась и наша смена. Пришло время разъезжаться. По давней орлятской традиции ребята и взрослые становятся в Орлятский Круг, чтобы еще раз посмотреть друг другу в глаза, ощутить тепло дружеских рук и спеть песни, которые сотни раз звучали за смену, космические и не только...

      "Белая птица в танце кружится над волной,
      Вот и настало время проститься нам с тобой.
      Будем идти мы, с ветрами споря, за мечтой,
      Дружбу "Орлёнка", зори "Орлёнка" мы увезём с собой"...

      Теперь все это уже стало историей, как и завершившийся ХХ век - век, подаривший человечеству возможность летать к звёздам. Но орлята августа 2000-го помнят свою смену и помнят свою игру. И летят во все концы страны их письма… Ведь итогом смены ВАКО "Союз" стали не только новые знания и навыки, полученные ребятами в ходе и игры. Главным итогом стала дружба, которая родилась и окрепла в ходе непростых испытаний. Многому за эту смену научились и специалисты. Это тоже традиция "Орлёнка" - ребята учатся у преподавателей, а преподаватели у ребят. Впереди у них новые встречи и новые аэрокосмические смены, уже в новом тысячелетии.
      Дмитрий Гулютин
      Сотрудник ГКНПЦ им. М.В. Хруничева,
      специалист смены "Звёздные странники".

К остальным рассказам
На главную страницу